• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

ГЧП в России – проекты и тренды 2011 года

 

Беседовал: Виталий Крец

Статья опубликована в № 9-10/2010 журнала "Юридический бизнес" (оригинальное название: "Государственно-частное партнерство в России – проекты и тренды 2011 года: интервью с Альбертом Еганяном").

На страницах нашего журнала мы уже неоднократно рассказывали об особенностях юридической работы в рамках сложных и многосторонних ГЧП-проектов. В разговоре с управляющим партнером известной российской юридической фирмы Vegas Lex мы решили вернуться к этой теме. Какой будет практика ГЧП в 2011 году? Что происходит с законодательством в этой сфере? Готово ли государство быть эффективным партнером в таких сделках, способствовать их подготовке и заключению? На эти вопросы в интервью главному редактору "Юридического бизнеса" ответил Альберт Еганян.


Расскажите, пожалуйста, что такое государственно-частное партнерство с юридической точки зрения?

Государственно-частное партнерство, в первую очередь, не юридическая, а экономическая категория, которая подразумевает передачу части экономических и хозяйственных публичных функций частному партнеру. То, каким образом (на основании какого соглашения) передаются данные функции, и есть юридическая форма ГЧП. Легального определения ГЧП на сегодняшний день не существует, хотя многие регионы уже приняли нормативные акты о реализации проектов государственно-частного партнерства. В целом ГЧП можно определить как соглашение между публичным образованием и частным сектором о реализации государственных услуг или создании инфраструктуры, преследующее цели совмещения социальных приоритетов государства с инвестиционными и менеджерскими возможностями частного сектора, освобождающее публичную сторону от масштабных капиталовложений и перекладывающее максимум рисков на частного инвестора.

Проекты ГЧП нацелены в будущее, оценить их успешность по текущим результатам довольно сложно. Как, по вашему мнению, обстоит ситуация с ГЧП в России? Успешна ли практика?

Проекты ГЧП – это в первую очередь проекты развития инфраструктуры. До недавнего времени под ГЧП чаще всего подразумевали многомиллиардные проекты Инвестиционного фонда и дорожные концессии. Вместе с тем, ГЧП в международной практике – это в том числе и проекты развития региональной и даже муниципальной инфраструктуры. В России ГЧП в классическом понимании находится в стадии становления. Активному внедрению ГЧП способствовал, кстати, финансовый кризис, в результате которого бюджетная система стала дефицитной, а ликвидность на частном рынке серьезно сократилась. За последние год-полтора "классические" формы ГЧП (концессии, квазиконцесии, сервисные контракты и проч.) получили развитие, что позволило как структурировать первые пилоты в развитии региональной инфраструктуры, так и сформировать новые подходы к развитию ГЧП. Таким образом, можно сказать, что партнерство государства и бизнеса вышло на новый экономический и правовой уровень.

Существует распространенное мнение, что порядок слов в термине "государственно-частное партнерство" указывает на приоритет именно государственных интересов. По-вашему, это утверждение справедливо?

Нет, не совсем. Я бы даже сказал, совсем нет. Как уже было сказано выше, ГЧП это передача части государственных задач частному оператору. В этом смысле логика термина корректна. Вместе с тем, очевидно, что ни один частный инвестор, включая кредитующий банк, не войдет в проект с невнятной экономикой, порочной правовой схемой и/или высоким уровнем рисков. В отличие от обычных госзакупок, где государство выступает заказчиком товаров, работ/услуг, ГЧП подразумевает равные возможности по распределению прав, обязанностей и рисков сторон.

Готово ли государство быть эффективным партнером в таких сделках, способствовать их подготовке и заключению? Достаточно ли ресурса и мотивации у чиновников при управлении работой по исполнению сделок?

Потребность публичного сектора в более активном вовлечении в модернизацию инфраструктуры частных инвестиций очевидна. Также как очевидна и необходимость использования инструментов проектного финансирования с государственным плечом вместо неэффективных и коррупциогенных процедур госзаказа.

Ключевая проблема при реализации ГЧП проектов – сложность структурирования стартапов. Отсутствует полноценная нормативная база, отсутствуют практика и типовые кейсы. Реализация проектов ГЧП требует комплексной экспертизы (включающей инвестиционное моделирование, правовой и финансово-экономический анализ), итерационный порядок согласования условий сделки публичным образованием с инвестором, финансовым спонсором и иными участниками консорциума. Данные проблемы обуславливают невысокий рост числа стартапов, предпроектов и инициатив федеральных и региональных органов власти.

А что происходит с законодательством в этой сфере? Насколько оно эффективно: мешает или помогает ГЧП-движению?

Правовое регулирование российского ГЧП весьма специфично. По сути, единственный действующий закон в этой сфере – "О концессионных соглашениях" – не регулирует сложившегося на практике многообразия форм ГЧП, региональные законы в большинстве своем декларативны и не содержат конкретного инструментария. Федеральный титульный закон о ГЧП отсутствует, и необходимость его принятия до сих пор является предметом многочисленных дискуссий. Сложившаяся ситуация приводит к необходимости структурировать федеральные и региональные проекты в «ручном режиме», что повышает сроки их реализации и издержки. Весьма распространена ситуация, когда под конкретный проект в субъекте РФ принимается специальная нормативная база (в части конкурсных процедур, долгосрочного бюджетного финансирования или иных форм бюджетного участия в проекте ГЧП). Вместе с тем, практика структурирования федеральных и региональных проектов показывает, что наличие только одного акта в сфере ГЧП не препятствует их реализации, особенно при наличии качественной финансово-экономической и правовой экспертизы, а также высокой степени проработки коммитмента между публичным и частным субъектом.

На федеральном уровне активно формируется методология ГЧП для последующего создания нормативной базы для данного института. Мы знаем об этом не понаслышке, потому что сами активно участвуем в формировании предложений по корректировке концессионного и иных отраслей законодательства в целях устранения ключевых ограничений при реализации ГЧП-проектов.

Думаю, что у законодателя есть хороший шанс использовать формирующуюся практику федеральных и региональных проектов и положить ее в основу полноценного нормативного регулирования и методологии, что увеличит количество игроков на рынке ГЧП.

ГЧП – это сложный клубок из многочисленных переговоров, отношений, интересов, намерений и позиций. Какую работу в этой сфере выполняет именно юридическая фирма? Что означает фраза «Мы сопровождаем такой-то проект ГЧП», если она звучит из уст юристов?

Структурирование ГЧП-проекта подразумевает разработку развернутой организационно-правовой и финансово-имущественной схемы сделки. В контексте вышеописанной специфики нормативного регулирования данная задача осложняется необходимостью выбора правового поля для формирования индивидуальной модели реализации каждого проекта.

Таким образом, задача юридического консультанта – сформировать базовую юридическую схему проекта, согласовать ее с обеими сторонами партнерства (учитывая при этом, что реальное количество участников проекта будет значительно больше, чем 2-3 стороны), разработать нормативные и распорядительные акты для запуска проекта, а также полный комплект конкурсной и контрактной документации.

Какой будет практика ГЧП в 2011 году? Развития каких тенденций в этой области можно ожидать – с точки зрения бизнеса и с точки зрения законодательства?

Я думаю, можно говорить о таких тенденциях, как формирование практики применения новых инструментов ГЧП (например, контракты жизненного цикла, сервисные контракты, револьверная аренда) на федеральном и региональном уровне, появление ГЧП-проектов в сфере не только «тяжелой» (в основном линейной транспортной инфраструктуры), но и социальной инфраструктуры (школы, детские сады, медицина) – вот ключевые особенности ГЧП-2011.

Главный тренд института ГЧП – рост числа региональных проектов, рост потребности в их комплексном и быстром структурировании. Термин "комплексное структурирование" означает направленность на снятие не только нормативных, экономических, но и организационных барьеров для запуска проектов ГЧП. Ключевая проблема инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры – разнородность экспертизы. Как юридические консультанты мы практически повсеместно сталкиваемся с отсутствием или десинхронизацией разработанного бизнес-плана, финансово-экономической модели проекта. Подобный разрыв приводит к срыву многих проектов на различных стадиях структурирования. Ожидается, что инвесторы и другие игроки рынка, максимально эффективно консолидирующие экономическую, инвестиционную юридическую и техническую экспертизу в рамках своих проектов, получат преимущества при реализации федеральных и региональных инициатив ГЧП.

 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

 Bili Odum

Mr Odum is the Group Company Secretary of UBA. He holds an LLB (Hons) degree from Edo State University, Ekpoma, Nigeria and was enrolled as a Solicitor and Advocate of the Supreme Court of Nigeria in 1990. He is a member of the Chartered Institute of Arbitrators (United Kingdom), the Nigerian Bar Association and the […]

The post Bili Odum appeared first on Lagos Business Journal.

 EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds

Court papers filed by the Economic and Financial Crimes Commission (EFCC) allege that a former Coordinating Director of Federal Inland Revenue Service (FIRS), Peter Hena, shared a whopping N4.5billion with eight other persons, as the fraud case against the officials opens. The papers also indicate that Hena, who was Thursday arraigned Hena on 42-count before […]

The post EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds appeared first on Lagos Business Journal.

Проекты и продукты

 Bili Odum

Mr Odum is the Group Company Secretary of UBA. He holds an LLB (Hons) degree from Edo State University, Ekpoma, Nigeria and was enrolled as a Solicitor and Advocate of the Supreme Court of Nigeria in 1990. He is a member of the Chartered Institute of Arbitrators (United Kingdom), the Nigerian Bar Association and the […]

The post Bili Odum appeared first on Lagos Business Journal.

 EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds

Court papers filed by the Economic and Financial Crimes Commission (EFCC) allege that a former Coordinating Director of Federal Inland Revenue Service (FIRS), Peter Hena, shared a whopping N4.5billion with eight other persons, as the fraud case against the officials opens. The papers also indicate that Hena, who was Thursday arraigned Hena on 42-count before […]

The post EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds appeared first on Lagos Business Journal.

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?