• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

Плюсы и минусы открытия и ведения адвокатского бюро


Автор: Роман Мельниченко


Статья опубликована в № 8/2009 журнала "Юридический бизнес"

Адвокатское бюро весьма сходно с такой организационно-правовой формой, как полное товарищество. Эта организационно-правовая форма адвокатской фирмы является самой «молодой»: впервые она была введена в российское поверенное законодательство лишь в 2002 г.

altЭто предопределило настороженное отношение адвокатов к подобной организационно-правой форме. Так, В. Емельянов указывал: «Полагаем, что выбор для своей деятельности формы адвокатского бюро вряд ли оправдан. Тем более что в нынешних условиях каких-либо преимуществ по сравнению с коллегией адвокатов бюро не дает» . Однако дальнейшая практика показала жизнеспособность этой формы организации. Сторонник адвокатских бюро В. Буробин отмечает: «В современных условиях адвокатами бизнеса была востребована именно эта организационно-правовая форма. Адвокатские бюро уже доказали, что они прогрессивней традиционных юридических консультаций» .

Положительные аспекты

Выделим положительные стороны выбора такой организационно-правовой формы адвокатского образования:
  • прикрепление к имени;
  • стартовое аккумулирование средств;
  • партнерские отношения учредителей;
  • распределение функций;
  • совместное ведение дел;
  • распределение расходов;
  • финансовые вложения;
  • обмен клиентами.

Прикрепление к имени

Формирование успешно работающего адвокатского бюро происходит вокруг одного или нескольких известных адвокатов, обладающих обширной клиентской базой. Их профессиональный авторитет служит своеобразным уставным капиталом, гарантируя уже на первых этапах работы наличие стабильного потока клиентов. Можно выделить два вида адвокатских бюро: семейное и авторитетное. Семейное адвокатское бюро, в отличие от западной адвокатуры, в России довольно редкое явление. Оно основывается на родственных связях: адвокатский бизнес передается от отца к сыну. Отсюда и традиция включать в наименование таких фирм фамилии их учредителей. В России же получила распространение авторитетная форма адвокатских бюро. Создание такой фирмы происходит примерно следующим образом: преуспевающий адвокат на определенном этапе развития своей карьеры перестает успевать обслуживать весь «вал» нахлынувших клиентов. Чтобы не терять их, такой адвокат или группа адвокатов создают адвокатское бюро, в котором выделяется два вида специалистов. Условно их можно назвать адвокаты-учредители и адвокаты-работники. В этом случае первые передают часть дел обратившихся к ним клиентов наемным работникам. Соответственно, в выигрыше остаются обе стороны: адвокаты-учредители удовлетворяют потребности своих клиентов и получают проценты от переданного дела, а остальные сотрудники получают работу.

Стартовое аккумулирование средств
При открытии адвокатского бюро объединенный стартовый капитал позволяет создать более комфортные условия для начала работы. Стабильное финансовое положение адвокатов-учредителей, а также возможность аккумулировать финансовые средства, позволяют адвокатскому бюро иметь более дорогой офис, быстрый и качественный ремонт, современную офисную мебель и другие материальные средства, создающие комфортные условия для работы. Подобный положительный аспект полностью отсутствует у адвокатского кабинета и весьма ограничен у коллегии адвокатов. Индивидуальному адвокату не с кем объединяться, так как он работает один, а учредитель коллегии адвокатов не заинтересован в финансовых вложениях, так как большинство из коллегиальных адвокатов не обладают реальной возможностью влиять на управление этими вложениями.

Партнерские отношения учредителей
В адвокатском бюро отношения построены на доверии и общности интересов, зафиксированных в партнерском договоре. Эта небольшая по количественному составу организация подчас основана на дружеских, семейных или наставнических связях, что предопределяет особую психоэмоциональную зависимость партнеров друг от друга. Это побуждает адвокатов-партнеров делиться друг с другом правовыми и маркетинговыми технологиями, юридическими тонкостями, направленными на достижение единой цели – создание и поддержание положительного бренда своего адвокатского бюро.

Распределение функций
В ходе работы адвокатской фирмы ее учредители, кроме непосредственной адвокатской деятельности по предоставлению квалифицированных юридических услуг, вынуждены заниматься и иными делами, связанными с функционированием компании. В адвокатском бюро эти дополнительные функции могут быть распределены между учредителями. Например, заключение договоров на оказание адвокатских услуг может быть возложено на управляющего партнера. Это позволяет рядовым адвокатам-партнерам не отвлекаться на осуществление администраторской и иной хозяйственной деятельности, а сосредоточить все свои усилия непосредственно на профессиональной деятельности. Другие обязанности, например, построение маркетинговой политики, ведение налоговой отчетности, прием и контроль над работой обслуживающего персонала, могут быть распределены между адвокатами-учредителями.

Совместное ведение дел
Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается от имени всех партнеров, что дает адвокатскому бюро ряд преимуществ. Так, возможно ведение дела одновременно несколькими партнерами или присоединение на определенном этапе какого-то конкретного специалиста, например, по ценным бумагам. Кроме того, болезнь или отпуск адвоката-партнера не приостановят производство по делу, так как отсутствующего с успехом может заменить или подстраховать коллега по адвокатскому бюро.

Распределение расходов
Расходы и убытки, понесенные адвокатским бюро, распределяются непосредственно между всеми адвокатами-партнерами. Это позволяет учредителям разрабатывать хотя и более рискованные, но и более прибыльные юридические проекты по предоставлению юридических услуг. Там, где индивидуальный адвокат побоится рискнуть, адвокат-партнер, обсудив дело со своими коллегами, может взяться за «рисковое» дело.

Финансовые вложения
Вкладывать средства из своих доходов – обычная практика для учредителей большинства адвокатских бюро. Дело в том, что адвокатам-партнерам выгодно оставлять часть своей прибыли на развитие фирмы (маркетинг, реклама, офис и т. п.). Во-первых, это повлечет дальнейшее увеличение их доходов, а во-вторых, является надежным вложением капиталов, которые они могут изъять при выходе из адвокатского бюро.

Обмен клиентами
Сама природа адвокатского бюро подталкивает его учредителей производить обмен своими клиентами. Это может происходить, например, в связи с загруженностью адвоката или в случаях, когда он не специализируется на той категории дел, по которой необходимо оказать юридическую услугу. Адвокат-учредитель также может передать «неподходящее» ему дело (небольшой гонорар, большой объем рутинной работы) своему адвокату-работнику.

Отрицательные аспекты

К отрицательным маркетинговым аспектам выбора такой организационно-правовой формы адвокатского образования, как адвокатское бюро, относятся:
  • повышенная ответственность;
  • неравенство партнеров;
  • кризис роста адвокатов-партнеров;
  • ограничение независимости;
  • проблема лидера.
Повышенная ответственность
За неисполнение обязательств одним из адвокатов-партнеров остальные его коллеги несут перед доверителем субсидиарную ответственность всем своим имуществом. С момента прекращения партнерского договора его участники также несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц. Подобная повышенная ответственность членов адвокатского бюро является основным доводом противников этой организационно-правовой формы. Однако, с другой стороны, угроза повышенной ответственности может являться дисциплинирующим фактором в работе. Кроме того, в правоприменительной практике угроза привлечения адвокатской фирмы и адвокатов-учредителей к финансовой ответственности является ничтожной до такой степени, что ею возможно пренебречь.

Неравенство партнеров
Сложившиеся партнерские отношения в адвокатском бюро развиваются под безусловным доминированием управляющего партнера или ведущей группы адвокатов-учредителей. Являясь положительным аспектом в работе адвокатского бюро (прикрепление к имени, обмен клиентами), это может создать и определенные проблемы. Неравенство партнеров может привести к тому, что адвокатское бюро хотя и работает как один сплоченный коллектив, однако в силу того, что у потребителей адвокатское бюро в первую очередь ассоциируется с адвокатами первого звена, львиная доля авторитета достается управляющему партнеру и ведущим адвокатам. Это, в свою очередь, может создать психологическое напряжение в коллективе. Оно может быть снято или авторитарным стилем управления со стороны руководителей бюро, или очень тонко выстроенными партнерскими отношениями.

Кризис профессионального роста
«Прикрепляясь» к имени ведущих адвокатов бюро (что является положительным аспектом на первом этапе), адвокат-работник может столкнуться с ситуацией «повзрослевшего ребенка»: возможность продвижения его собственного имени на рынке адвокатских услуг из-за «опеки» старших товарищей может быть ограничена. Кризис роста может быть преодолен или переводом адвоката-работника в категорию партнера, или выходом из адвокатского бюро и созданием собственной фирмы.

Ограничение независимости
Сама сущность адвокатской профессии подразумевает индивидуальность и психологическую независимость адвоката. С такой установкой адвокатам-партнерам бывает трудно прийти к общему мнению как в вопросах управления фирмой, так и при ведении конкретных дел. Все это приводит к довольно частому развалу адвокатских бюро. Каковы будут негативные экономические последствия этого шага можно себе только представить.

Проблема лидера
Успех работы адвокатского бюро основывается на профессиональных и административных качествах управляющих партнеров. Они должны обладать не только навыками успешного адвоката (что само по себе встречается не так часто), но и талантом управления. Сочетание таких качеств можно наблюдать крайне редко.

Тем, кого заинтересовала такая организационная форма, как адвокатское бюро, рекомендуем ознакомиться с книгой В. Н. Буробина «Русская бизнес-адвокатура. Опыт создания юридической фирмы», в которой автор излагает правила не только создания, но и управления адвокатским бюро (рецензию на эту книгу можно найти в пятом номере журнала «Юридический бизнес» за 2009 год – прим. редакции).

«Портрет адвоката»
Адвокат-учредитель:
Адвокатский стаж – от 10 лет.
Наличие динамично растущей клиентской базы.
Специализация в области бизнес-адвокатуры.
Наличие административных навыков управления.

Адвокат-работник:
Адвокатский стаж – отсутствует.
Развитое умение подчиняться.
Наличие факторов, интересующих адвокатов-учредителей (знание иностранного языка, навыки работы в электронных сетях, полезные родственные связи).

Секреты работы
Молодой адвокат обращается к управляющему партнеру своего адвокатского бюро: «Папа, я выиграл дело наших клиентов, которое ты не мог разрешить уже много лет!». «Глупец! – с возмущением отвечает опытный адвокат. – Это дело уже много лет кормит наше бюро!».

 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

 Bili Odum

Mr Odum is the Group Company Secretary of UBA. He holds an LLB (Hons) degree from Edo State University, Ekpoma, Nigeria and was enrolled as a Solicitor and Advocate of the Supreme Court of Nigeria in 1990. He is a member of the Chartered Institute of Arbitrators (United Kingdom), the Nigerian Bar Association and the […]

The post Bili Odum appeared first on Lagos Business Journal.

 EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds

Court papers filed by the Economic and Financial Crimes Commission (EFCC) allege that a former Coordinating Director of Federal Inland Revenue Service (FIRS), Peter Hena, shared a whopping N4.5billion with eight other persons, as the fraud case against the officials opens. The papers also indicate that Hena, who was Thursday arraigned Hena on 42-count before […]

The post EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds appeared first on Lagos Business Journal.

Проекты и продукты

 Bili Odum

Mr Odum is the Group Company Secretary of UBA. He holds an LLB (Hons) degree from Edo State University, Ekpoma, Nigeria and was enrolled as a Solicitor and Advocate of the Supreme Court of Nigeria in 1990. He is a member of the Chartered Institute of Arbitrators (United Kingdom), the Nigerian Bar Association and the […]

The post Bili Odum appeared first on Lagos Business Journal.

 EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds

Court papers filed by the Economic and Financial Crimes Commission (EFCC) allege that a former Coordinating Director of Federal Inland Revenue Service (FIRS), Peter Hena, shared a whopping N4.5billion with eight other persons, as the fraud case against the officials opens. The papers also indicate that Hena, who was Thursday arraigned Hena on 42-count before […]

The post EFCC tells court how FIRS Director Hena shared N4.5billion in stolen funds appeared first on Lagos Business Journal.

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?