• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

ОКЮР: итоги конференции


alt12 ноября 2010 года в гостинице "Мариотт Ройял Аврора" Объединение Корпоративных Юристов при поддержке международной консалтинговой фирмы Ernst & Young и коллегии адвокатов "ЮСТ" провело научно-практическую конференцию-дискуссию "Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы".

В рамках научно-практической конференции были рассмотрены и обсуждены некоторые особенности функционирования налоговой системы РФ, тенденции ее развития, соотношение со смежными отраслями права, иные факторы, которые могут рассматриваться как увеличивающие/снижающие риски инвестирования в экономику РФ.

Обсуждение вопросов в новом формате – формате профессиональной дискуссии с участием представителей государства, научного и экспертного сообществ, представителей российских и международных компаний – выражает позицию ОКЮР о качественно новой роли корпоративных юристов: основанной на детальном знании бизнеса, высоком профессиональном потенциале, возможности прогнозирования и влияния как на операционные риски компаний, так и на отраслевые и "страновые" риски.

В рамках конференции прошли следующие дискуссии:

1. "Методы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков: необходимость модернизации"

altВ дискуссии приняли участие: Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО "МТС"; Иван Родионов, партнер Ernst & Young; Татьяна Илюшникова, начальник отдела налогового стимулирования Минэкономразвития РФ; Елена Семагина, ведущий эксперт по налоговым рискам и активам по налогам ОАО "Вымпелком"; Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам ЗАО "Алкатель-Лусент"; Нани Карчава, начальник департамента налоговой политики ОАО "Мегафон".

По итогам обсуждения ОКЮР была сформулирована позиция о целесообразности изменения принципов налогового контроля с учетом международного опыта.

Существующий сегодня порядок предусматривает всеобъемлющую налоговую проверку деятельности компаний постфактум. Налоговый орган получает доступ ко всей финансовой документации, проведенным сделкам и операциям компании за прошедший отчетный период. Если объем операций компании велик, то проверка отнимает колоссальные ресурсы как со стороны государства, так и со стороны самой компании.

При этом существующая система создает риски для компаний: налоговый орган получает знания о совершенных сделках и операциях после их завершения, и не исключены ситуации, когда понимание правовой и налоговой сути сделки налоговых органов и компании различаются. В этом случае возникает риск судебных исков по неверно рассчитанному налогу, что, в свою очередь, также отвлекает ресурсы компаний и государства.

Чтобы оптимизировать ситуацию, ОКЮР предлагает обратиться к международному опыту, который предполагает, что компании с высоким уровнем внутреннего контроля, добросовестно уплачивающие налоги и обеспечивающие прозрачность своего учета для государства, могут проверяться по облегченной процедуре, заключая своего рода партнерское соглашение о доверии с государством.

При этом перед совершением сделок и операций, принцип налогообложения по которым может быть неоднозначным, компания обращается к государству с изложением сути сделки для получения пояснений по налогообложению. Государство, таким образом, получает превентивный контроль над "рискованными" операции, имея возможность предупредить вероятные нарушения.

Вместе с тем у государства (налоговых органов) высвобождаются ресурсы для усиления контроля над теми компаниями, которые не могут обеспечить достаточный уровень внутреннего контроля и находятся в зоне "налоговых рисков".

Реализация принципа риск-ориентированного налогового контроля позволит экономике страны модернизироваться и более эффективно и быстро развиваться.

2. "Уголовная ответственность за налоговые правонарушения: требуется завершение реформ"

В дискуссии приняли участие: Игорь Пастухов, налоговый советник, коллегия адвокатов "ЮСТ"; Александр Халиулин, директор НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Павел Яни, профессор Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Марианна Лыткина (Харламова), старший юрисконсульт по налоговым вопросам ОАО "Мегафон"; Наталья Поликарпова, заместитель директора юридического департамента, Николай Семенихин, ведущий юрисконсульт по налогообложению, ОАО "Вимм-Билль-Данн"; Римма Абдрахимова, ведущий специалист отдела налогового планирования и администрирования ОАО "АНК Башнефть"; Денис Бенчарский, старший налоговый консультант управления налоговой политики ООО "Газпром-Медиа".

ОКЮР отмечает, что адаптация налоговой политики государства к нуждам модернизации экономики должна выражаться, в частности, в целенаправленном сокращении роли уголовного преследования в качестве средства регулирования правоотношений в налоговой сфере.

Основным механизмом достижения указанных целей является положение, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе и уголовной ответственности, может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вынесенным в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и вступившим в законную силу.

Начало движению в этом направлении было положено принятием Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ.

Вместе с тем, в правоприменительной практике возникли разночтения. Так, письмом заместителя начальника Следственного комитета при МВД России №17/3-1600 от 27.01.2010 предусматривается, что: "… отсутствие вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не может служить препятствием для принятия решения о возбуждении уголовного дела и привлечении лица к уголовной ответственности, поскольку уголовно-процессуальное законодательство каких-либо изменений в части порядка рассмотрения сообщений о преступлении и привлечения виновного в качестве обвиняемого, в том числе по нарушениям налогового законодательства, не претерпело".

Аналогичное по сути разъяснение прокурорам субъектов Российской Федерации было направлено 09.03.2010 заместителем Генерального прокурора РФ. В соответствии с данным письмом, практика возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, которая сложилась с начала 2010 года, необоснованно ограничивает полномочия сотрудников милиции и мешает им в деле выявления и раскрытия указанных преступлений.

Таким образом, заявленная государством политика гуманизации налоговых правоотношений не нашла однозначного воплощения, что сохранило для бизнеса существенную неопределенность – возможность возбуждения уголовных дел без предварительной налоговой проверки осталась.

Учитывая важность устранения разногласий при толковании законодательства, определяющего условия и порядок привлечения к уголовной ответственности при совершении налоговых преступлений, ОКЮР считает необходимым внесение изменений в УПК РФ и Постановление пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64.

altПо предложению председательствующего Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам ОАО "МТС", члена правления ОКЮР, по рассмотренным вопросам конференцией были приняты резолюции с обращением в адрес Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Государственной думы РФ, Верховного суда РФ.

Резолюции содержат предложения ОКЮР по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, формированию рабочих групп с участием представителей государства и ОКЮР по обсуждению и реализации сделанных предложений.

По решению конференции резолюции направлены в адрес международной конференции "Налогообложение: современный взгляд", проводимой 19 ноября 2010 года в Москве.
 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

Я хочу показать друзьям-коллегам самую красивую страну в мире - Ирина Палиашвили

17-20 июня 2015 года в Грузии пройдет юбилейный юридический Форум ЕКА (Европа-Кавказ-Азия). Десятая встреча на площадке, которая раньше называлась CIS Local Counsel Forum..

Руководство к действию по изменениям ГК

02 октября 2013 года в Москве состоялась практическая конференция «Как руководителю юридического департамента подготовить компанию к вступлению в силу изменений ГК. Руководство к действию». 

Проекты и продукты

altХроника юридического бизнеса
Наше издательство продолжило традицию выпуска сборников материалов конференции газеты "Ведомости" "Юридический бизнес в России".

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?