• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

ОКЮР: итоги конференции


alt12 ноября 2010 года в гостинице "Мариотт Ройял Аврора" Объединение Корпоративных Юристов при поддержке международной консалтинговой фирмы Ernst & Young и коллегии адвокатов "ЮСТ" провело научно-практическую конференцию-дискуссию "Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы".

В рамках научно-практической конференции были рассмотрены и обсуждены некоторые особенности функционирования налоговой системы РФ, тенденции ее развития, соотношение со смежными отраслями права, иные факторы, которые могут рассматриваться как увеличивающие/снижающие риски инвестирования в экономику РФ.

Обсуждение вопросов в новом формате – формате профессиональной дискуссии с участием представителей государства, научного и экспертного сообществ, представителей российских и международных компаний – выражает позицию ОКЮР о качественно новой роли корпоративных юристов: основанной на детальном знании бизнеса, высоком профессиональном потенциале, возможности прогнозирования и влияния как на операционные риски компаний, так и на отраслевые и "страновые" риски.

В рамках конференции прошли следующие дискуссии:

1. "Методы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков: необходимость модернизации"

altВ дискуссии приняли участие: Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО "МТС"; Иван Родионов, партнер Ernst & Young; Татьяна Илюшникова, начальник отдела налогового стимулирования Минэкономразвития РФ; Елена Семагина, ведущий эксперт по налоговым рискам и активам по налогам ОАО "Вымпелком"; Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам ЗАО "Алкатель-Лусент"; Нани Карчава, начальник департамента налоговой политики ОАО "Мегафон".

По итогам обсуждения ОКЮР была сформулирована позиция о целесообразности изменения принципов налогового контроля с учетом международного опыта.

Существующий сегодня порядок предусматривает всеобъемлющую налоговую проверку деятельности компаний постфактум. Налоговый орган получает доступ ко всей финансовой документации, проведенным сделкам и операциям компании за прошедший отчетный период. Если объем операций компании велик, то проверка отнимает колоссальные ресурсы как со стороны государства, так и со стороны самой компании.

При этом существующая система создает риски для компаний: налоговый орган получает знания о совершенных сделках и операциях после их завершения, и не исключены ситуации, когда понимание правовой и налоговой сути сделки налоговых органов и компании различаются. В этом случае возникает риск судебных исков по неверно рассчитанному налогу, что, в свою очередь, также отвлекает ресурсы компаний и государства.

Чтобы оптимизировать ситуацию, ОКЮР предлагает обратиться к международному опыту, который предполагает, что компании с высоким уровнем внутреннего контроля, добросовестно уплачивающие налоги и обеспечивающие прозрачность своего учета для государства, могут проверяться по облегченной процедуре, заключая своего рода партнерское соглашение о доверии с государством.

При этом перед совершением сделок и операций, принцип налогообложения по которым может быть неоднозначным, компания обращается к государству с изложением сути сделки для получения пояснений по налогообложению. Государство, таким образом, получает превентивный контроль над "рискованными" операции, имея возможность предупредить вероятные нарушения.

Вместе с тем у государства (налоговых органов) высвобождаются ресурсы для усиления контроля над теми компаниями, которые не могут обеспечить достаточный уровень внутреннего контроля и находятся в зоне "налоговых рисков".

Реализация принципа риск-ориентированного налогового контроля позволит экономике страны модернизироваться и более эффективно и быстро развиваться.

2. "Уголовная ответственность за налоговые правонарушения: требуется завершение реформ"

В дискуссии приняли участие: Игорь Пастухов, налоговый советник, коллегия адвокатов "ЮСТ"; Александр Халиулин, директор НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Павел Яни, профессор Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Марианна Лыткина (Харламова), старший юрисконсульт по налоговым вопросам ОАО "Мегафон"; Наталья Поликарпова, заместитель директора юридического департамента, Николай Семенихин, ведущий юрисконсульт по налогообложению, ОАО "Вимм-Билль-Данн"; Римма Абдрахимова, ведущий специалист отдела налогового планирования и администрирования ОАО "АНК Башнефть"; Денис Бенчарский, старший налоговый консультант управления налоговой политики ООО "Газпром-Медиа".

ОКЮР отмечает, что адаптация налоговой политики государства к нуждам модернизации экономики должна выражаться, в частности, в целенаправленном сокращении роли уголовного преследования в качестве средства регулирования правоотношений в налоговой сфере.

Основным механизмом достижения указанных целей является положение, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе и уголовной ответственности, может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вынесенным в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и вступившим в законную силу.

Начало движению в этом направлении было положено принятием Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ.

Вместе с тем, в правоприменительной практике возникли разночтения. Так, письмом заместителя начальника Следственного комитета при МВД России №17/3-1600 от 27.01.2010 предусматривается, что: "… отсутствие вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не может служить препятствием для принятия решения о возбуждении уголовного дела и привлечении лица к уголовной ответственности, поскольку уголовно-процессуальное законодательство каких-либо изменений в части порядка рассмотрения сообщений о преступлении и привлечения виновного в качестве обвиняемого, в том числе по нарушениям налогового законодательства, не претерпело".

Аналогичное по сути разъяснение прокурорам субъектов Российской Федерации было направлено 09.03.2010 заместителем Генерального прокурора РФ. В соответствии с данным письмом, практика возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, которая сложилась с начала 2010 года, необоснованно ограничивает полномочия сотрудников милиции и мешает им в деле выявления и раскрытия указанных преступлений.

Таким образом, заявленная государством политика гуманизации налоговых правоотношений не нашла однозначного воплощения, что сохранило для бизнеса существенную неопределенность – возможность возбуждения уголовных дел без предварительной налоговой проверки осталась.

Учитывая важность устранения разногласий при толковании законодательства, определяющего условия и порядок привлечения к уголовной ответственности при совершении налоговых преступлений, ОКЮР считает необходимым внесение изменений в УПК РФ и Постановление пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64.

altПо предложению председательствующего Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам ОАО "МТС", члена правления ОКЮР, по рассмотренным вопросам конференцией были приняты резолюции с обращением в адрес Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Государственной думы РФ, Верховного суда РФ.

Резолюции содержат предложения ОКЮР по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, формированию рабочих групп с участием представителей государства и ОКЮР по обсуждению и реализации сделанных предложений.

По решению конференции резолюции направлены в адрес международной конференции "Налогообложение: современный взгляд", проводимой 19 ноября 2010 года в Москве.
 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Проекты и продукты

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?