• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

Я – рубашка


Автор: Евгений Шестаков, управляющий партнер группы правовых компаний «Интеллект-С»

Статья опубликована в № 9/2009 журнала "Юридический бизнес"

Бытует мнение, что если кто во время кризиса и выиграл, так это юридические фирмы. Они, в свою очередь, из последних сил стараются поддержать это заблуждение. Да, я не оговорился – именно заблуждение, миф. Дело в том, что юристы, по закону жанра, обязаны излучать уверенность, спокойствие и производить впечатление успешных людей. Лично у меня пока получается сохранять внешние профессиональные признаки, хотя, честно признаться, с каждым днем делать это – все труднее и труднее.



altСейчас остается лишь вспоминать те бешеные темпы, которыми развивался российский рынок юруслуг. Российские предприниматели лишь недавно научились ценить и отличать специалистов высокого класса, взвинтив их зарплаты на неведомые высоты, клиенты начали приходить к пониманию, что высокому качеству юридических услуг соответствуют высокие гонорары.

Сами же юридические фирмы, задумавшись о будущем, стали не на шутку выстраивать долгосрочные стратегии, планировать региональное развитие, вкладываться не только в собственную инфраструктуру, но и в какие-то интеллектуальные продукты, системы качества, электронный документооборот и тому подобную роскошь. Некоторые даже, страшно сказать, занялись благотворительностью, стали развивать pro bono – бесплатную юридическую помощь по американскому образцу, затеяли реформы внутренних партнерских отношений, внедрили внутренние системы наставничества и удержания перспективных сотрудников, кодексы этики, стандарты оказания услуг.

И вдруг грянул мировой экономический кризис, свои ощущения от которого я сравниваю с тем, что может чувствовать пассажир падающего самолета: страшно не от того, что все умрут, главная жуть заключается в осознании собственной беспомощности, в понимании, что от тебя ничего не зависит, совсем ничего. А теперь представьте, каково в этом падающем самолете профессиональному консультанту, который должен за считанные секунды сделать все возможное: раздать желтые спасательные жилеты со свистком для отпугивания акул, поднять откидные столики, рассказать, как пользоваться кислородной маской и группироваться в ожидании удара. Шансы на выживание в этой ситуации как у пассажиров, так и у консультанта, приближаются к нулю, но теоретически они есть, а значит, есть и смысл в таком "консалтинге".

Надо поставить себя на место юриста, чтобы понять, насколько обидно бывает в последний раз консультировать клиентов, с которыми доверительные отношения складывались годами. Пока таких "уходящих" доверителей немного, но зная ситуацию почти всех клиентских компаний, понимаешь, к сожалению, как мало осталось клиентов, положение которых не вызывает беспокойства.

Меня как руководителя юридической фирмы, живущего не изолировано, а внутри юридического бизнеса как такового, с общими для всех проблемами и достижениями, воспринимающего себя его частью, волнует больше всего не то, что клиенты перестают платить моей фирме или сокращают бюджеты на мои услуги, а то, что одни в принципе никому больше не могут платить за юридический консалтинг, а другие стали меньше им пользоваться.

В "Интеллект-С", как, впрочем, и во всех больших юрфирмах, сильнее пострадали те практики, которые были особенной "гордостью" и приносили наибольшую прибыль – например, юридические услуги в сфере интеллектуальной собственности, инвестиций, строительства и девелопмента. Удивляться нечему, ведь это юридические продукты для растущей и развивающейся экономики, выросшие как на дрожжах вместе с ней и также быстро обрушившиеся вслед за ее падением.

Помимо всех прочих последствий кризиса, ощущается и некий осадок, чувство, будто бы за время нахождения в тайге потеряно абсолютно ненужное там умение пользоваться столовыми приборами. Потом, когда мы выйдем из леса и пойдем в ресторан, будем чувствовать себя неудобно.

И все же нам грех жаловаться, так как те фирмы, к образу и подобию которых мы стремились – такие высокотехнологичные, те, что, как нам казалось, забрали все "самое вкусное" себе, – чувствуют себя теперь намного хуже, а некоторые глобальные юридические фирмы даже находятся на грани финансового краха. Если юристы фирм, входящих в так называемый Магический круг (Magic circle), уходят из офисов c Таймс-сквер домой к своим детям в шесть вечера, так и не "добиллив" план, или уезжают в Тибет на месяц в ожидании увольнения, то юристы российских юридических фирм, сидя в типичных "советских" офисах и работая на коленке по 18 часов в день и выходные, обеспечивают клиентов обычными юридическими услугами первой кризисной необходимости: взыскивая долги и кредиты, исполняя решения, увольняя и сокращая персонал, продавая недвижимость добросовестному приобретателю, скрывая активы, снижая претензии, регистрируя чистые фирмы и ликвидируя грязные, отбивая захваты, банкротя все подряд.

Радует, что в отношении количества кризисных клиентских обращений в первую очередь выиграли фирмы, которые годами вкладывались в собственную деловую репутацию, так как клиенты валом пошли только туда, куда было рекомендовано сходить друзьями и коллегами – в юрфирмы, которые, что называется, "на слуху". Понятно, что подобные услуги первой юридической необходимости не в пример дешевы, но это все же хлеб, он поможет выжить многим юрфирмам и, надеюсь, позволит сохранить структуру, административный и юридический штат высокотехнологичных и элитных юридических практик, оставшихся сейчас практически без "дорогостоящих" заказов.

В качестве заключения хочется сказать представителям бизнеса как профессиональным заказчикам юридических услуг: конечно же, мы понимаем, что невозможно в плохие времена пользоваться юридическими услугами в том же объеме, что и в хорошие. Ведь юридический консалтинг – единственный из всех видов делового консалтинга, который реально и осязаемо приносит деньги в компанию клиента. Кризис ухудшает ситуацию по всем статьям, и тот маленький ручеек, который обеспечивали юристы, взыскивая долги, сокращая встречные претензии, уменьшая санкции и аппетиты госорганов, радеющих за выполнение плана по привлечению и за пополняемость бюджета, необходимо поддерживать как минимум в докризисном объеме, а еще лучше – увеличить в несколько раз. Ресурсы восстановления ликвидности бизнеса можно попытаться найти в тех сферах, которые раньше, на фоне общего благополучия, были забыты и списаны на убытки или забросаны деньгами. Нельзя исключать возможность задним числом "отыграть" некоторые из подобных ситуаций, надо только дать юристам взглянуть на соответствующие документы.

Кроме того, кризис – это время войны юридических технологий, где с одной стороны линии фронта стремятся получить все причитающиеся по справедливости и по праву деньги и блага, а с другой – не отдать чужое. Кто победит в этой войне? Тот, у кого лучшие юристы, или я не прав?

На мой сугубо предвзятый взгляд, очевидно, какая рубашка сегодня ближе к телу любого предпринимателя. Я уверен, что ближе к телу рубашка-юрист, а вы как думаете?

 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Проекты и продукты

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?