• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory

Автор: Виталий Ильин

9-10 апреля 2009 года в столичном «Мариотт Гранд Отеле» прошла очередная конференция «Юридический бизнес в России», организованная газетой «Ведомости». Генеральным партнером события впервые выступила юридическая фирма «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Этот отраслевой форум, прошедший уже в пятый раз, собрал представителей ведущих юридических фирм и адвокатских образований и заметно отличался от предыдущих. И дело не только в происходящих повсеместно экономических потрясениях, но и в событиях, которые ранее на главной профильной конференции страны никогда не затрагивали.

altОрганизаторам конференции удалось привлечь к дискуссии многих лидеров, и сообщество услышало мнение действительно самых уважаемых представителей рынка – «управляющих партнеров юридических фирм, чья репутация среди коллег ассоциируется с нестандартным подходом к решению проблем управления бизнесом или созданию и развитию новых, критически важных для успеха фирмы компетенций». О стратегии выживания и развития говорили Андрей Гольцблат, Альберт Еганян, Василий Рудомино, Олег Рябоконь и др.

В приветственном слове к участникам конференции председатель совета партнеров АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев подвел итоги периода, прошедшего с момента проведения предыдущего форума. Описывая происходящее на рынке, выступающий был очень конкретен. «Бизнес закрывает двери, заколачивает окна и собирается пересидеть, как он считает, два-три года, не выходя на улицу. Мир еще не сталкивался с таким явлением, при этом наша страна особенно уязвима», – подчеркнул Дмитрий Олегович. Но, несмотря на катаклизмы, шансы у российского юридического бизнеса есть. Для этого потребуется «проявить выучку, дисциплину и разум». Самым важным условием «выживания» была признана все-таки не боевая готовность к отражению внешних деловых угроз, а необходимость более активного участия юристов в «обустройстве собственного дома». И сделать здесь можно и нужно очень много. Но для начала необходимо все-таки понять, что вообще происходит с рынком, как чувствуют себя на нем юридические фирмы, какие процессы происходят и будут еще происходить.

Особые требования

Именно им должны соответствовать лидеры отечественного юридического бизнеса в современных условиях. И конференция показала, что идеи по поводу этих самых особых требований у российского юридического сообщества есть. Одна из самых информационно насыщенных сессий, «Стратегии развития юридических фирм в эпоху перемен: как соответствовать вызовам времени», была посвящена и характеристикам текущего момента, и вопросам адаптации и преодоления негативных тенденций, и рассуждениям по поводу возможности построения обоснованных прогнозов на будущее. Получился прямой и очень содержательный разговор. А анализ и рассуждения опытных руководителей, за плечами которых уже немало реальных достижений, не могли не привлечь внимания.

По мнению Андрея Гольцблата, управляющего партнера юридической фирмы Goltsblat BLP, сегодняшние вызовы должны обострить ощущение профессии, их преодоление не может не доставлять удовольствия. Он уверен, что юридические фирмы выживут, но для этого нужны осмысленный выбор и правильная оценка ситуации. «Очень легко управлять работой, когда всего много, когда на тебя сыпется сверху и остается только разгребать то, что на тебя упало», – утверждает Андрей Александрович. Когда же это состояние изобилия заканчивается, начинается другая история и другая работа. «Совсем иное дело – работать в ситуации кризиса: когда за клиента надо бороться, надо бегать, думать, делать, и это, конечно, совсем другие ощущения и совсем другие вызовы, являющиеся, безусловно, тем драйвером и той мотивацией, которая нам помогает и дает даже определенное удовольствие от профессии в кризисный период. Вызов сейчас гораздо сложнее и сильнее, чем до кризиса, и это реально интересно», – заявил лидер Goltsblat BLP.

По мнению Андрея Александровича, бизнес постепенно приходит в себя после случившихся потрясений. «Игроки, потерявшие активы, оказавшиеся в сложной деловой ситуации, безусловно, сейчас пытаются осмотреться, выбрать стратегию и принять решение». А вот после того, как решения будут приняты, им все равно понадобятся юристы, и последним надо быть готовыми помочь бизнесу выйти из этой ситуации и решить его проблемы.

Маршрут акулы

О возможных стратегиях юридических фирм и их перспективах на конференции говорил управляющий партнер «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. По его мнению, рынок изменился и привычным уже не будет, по крайней мере, в ближайшее время. Кроме того, Альберт Суренович не только детально изложил свое видение имеющихся альтернатив при выборе деловой стратегии юридической фирмы, но и рассказал о том, какую из них выбрала его компания. Г-н Еганян видит две основные альтернативы. Первая: потратить ресурсы на содержание фирм в том виде, в котором они существуют сейчас. Вторая: предпринять что-то, что выведет юридические фирмы в менее конкурентное пространство. Оба пути развития, или точнее сказать – рыночного движения юридических компаний под ударами кризиса, имеют право на существование. Также оба этих способа адаптации к новым условиям, по мнению выступающего, имеют «глубокое содержательное наполнение» в экономической теории.

И если кто-то предпочтет переждать лихие времена, стараясь сохранить имеющийся бизнес за счет осторожного и пассивного поведения, ориентированного на выживание, то для команды «Вегас-Лекс» такая стратегия не кажется оптимальной. «Моя презентация в большей степени нацелена на тех, кто намерен воспользоваться дешевизной ресурсов, пертурбацией на рынке в целом и увеличить свою рыночную долю в той или иной форме», – заявил Еганян. Именно эти участники рынка сумеют по достоинству оценить представленный Альбертом Суреновичем маршрут спасательной операции, который базируется на трех основных элементах:
  • Скорость. Когда акула останавливается, она умирает. Скорость принятия решений должна быть кратно увеличена. Наше время не дает возможности «решать долго» – ситуация меняется слишком быстро.
  • Перфекционизм. Достаточно долго, особенно в последние, как говорится, тучные годы, существовало следующее негласное правило: «Давайте делать «просто хорошо», потому что мы точно знаем, что наши конкуренты так же, как и мы, завалены работой, поэтому «сделанного отлично» клиент не получит нигде». Сейчас безупречное качество необходимо во всем. И если клиент не получит его у вас, то обратится за помощью к другим.
  • Стратегия голубого океана. А именно – наименьший уровень конкуренции при наивысшем уровне доходности. Извлечение доходов из ноу-хау или инноваций: в нынешних обстоятельствах потребность страны и бизнеса в новых инновационных предложениях высока.
По мнению лидера «Вегас-Лекс», неосвоенных юридическим бизнесом пространств в экономике России еще очень много, и эти возможности для роста могут и должны быть найдены. Совет Альберта Еганяна – инкубировать новый бизнес именно в таких пространствах.

Корпорации и партнерства: что показал кризис

С кратким сравнительным анализом особенностей адаптации к кризису юридических фирм с различным организационно-кадровым устройством выступил старший партнер юридической фирмы «АЛРУД» Василий Рудомино. По его мнению, сложившаяся экономическая ситуация позволяет по-новому посмотреть на возможности корпоративных форм организации юридической практики, которые уже великолепно себя зарекомендовали некоторое время назад. «Корпоративная модель юридических фирм была очень успешной. В ситуации дефицита юридических услуг, успешного PR, маркетинга, присутствия международного бренда многие юридические фирмы, созданные в форме корпорации, развивались очень быстро. Их штат в основном состоял из юристов-исполнителей, которым нужно было справиться с валом работы, обрушившимся на эти фирмы в результате успешной маркетинговой политики». Однако если в хорошие времена успехи таких корпораций не могли не впечатлять, то в период спада именно они первыми стали сокращать значительную часть сотрудников, в том числе и партнеров, которые в таких фирмах в ряде случаев являются юристами, не участвующими в управлении. В то же время партнерства представляют, по мнению Василия Адриановича, более устойчивую форму юридической практики. И у этой устойчивости есть логическое объяснение.

«Совместно практикующие юристы и адвокаты формируют единые экономические результаты своей деятельности и являются сособственниками своей фирмы. Эта модель является альтернативой корпоративному устройству юридической фирмы. Что происходит с фирмами, устроенными такими образом, в момент кризиса? Партнеры-сособственники чувствуют свою коллективную ответственность за результат. Если юридические фирмы сталкиваются с трудностями, то необходимые в интересах бизнеса решения принимаются партнерами самостоятельно, а не навязываются собственниками. И, согласитесь, отношение к таким решениям, безусловно, будет отличаться».
При этом партнеры-сособственники готовы разделять не только прибыль в хорошие годы, но и убытки и затраты – в плохие. Безусловно, разориться может любая фирма, но, с точки зрения Василия Рудомино, организационно-кадровое устройство, основанное на партнерах-сособственниках, является в кризисный период конкурентным преимуществом.

Откровенный разговор

В выступлении Олега Рябоконя, управляющего партнера юридической фирмы Magisters, прозвучало немало интересных наблюдений об особенностях текущего момента. В целом, сообщение было посвящено выбору оптимальной стратегии, тем не менее, Олег Васильевич озвучил и ряд «условий задачи».

«Основные риски складываются из того, что ситуацию невозможно прогнозировать. Мы находимся в слепом рынке. Для меня как управляющего партнера любой рынок хорош, потому что я – управленец и люблю сам процесс. Но, вместе с тем, ситуация очень сложная. Никто не имеет возможности делать прогнозы, и все топ-менеджеры юридических компании действуют скорее интуитивно, чем основываясь на конкретных аналитических материалах», – заметил Олег Рябоконь.

Ситуация для юридического бизнеса усугубляется еще и тем, что затратная база сформирована на пике: высокие арендные ставки и зарплаты, количество персонала, значительно превышающее текущие потребности. «Мы все очень быстро росли, но потребности сейчас изменились», – добавил он. По его мнению, расти быстрее проще, чем быстро сокращаться.

Рассуждая о перспективах, г-н Рябоконь сказал: «Спад текущих заказов, по моей оценке, может дойти до 50% от прошлого года. Эта тенденция наблюдается с конца 2008 года и уже привела к резкому падению объемов поступлений за предоставленные юридические услуги. Летом ситуация еще больше ухудшится. Возможно, улучшение наступит к сентябрю. При этом улучшением я бы считал уже просто стабилизацию, о росте в этом году не стоит особо задумываться».

«Судя по последним новостям, корпоративные юридические фирмы выведены из равновесия. Причем это касается всех слоев юридических компаний: и партнеров, и юристов, и персонала – все находятся сегодня в одной лодке, – продолжил он. – Назревают, не побоюсь этого слова, панические настроения, потому что налицо – полная неуверенность в завтрашнем дне. Партнеры не имеют готовых решений и вынуждены искать выход в сложных эмоциональных раздумьях».

По мнению Олега Рябоконя, успешной стратегии на сегодняшний день нет, поскольку все, что делается сейчас и в будущем, с успехом ассоциировать нельзя. Это скорее действия, которые направлены на ослабление последствий кризиса. Он считает, что негативных последствий ни одному из игроков на рынке избежать не удастся, причем влияние кризиса на небольшие практики может быть более мягким по сравнению с крупными корпоративными фирмами.

При этом в конце своего выступления глава фирмы Magisters оптимистично отметил, что времена изменятся быстрее, чем мы об этом думаем. Ведь 2-3 года – не такой уж и большой срок, а все индикаторы показывают, что именно по его истечении ситуация начнет улучшаться, и рынок изменится.

Точка отсчета
«Благодаря «Ведомостям» мы можем из года в год собираться здесь и обсуждать то, что действительно актуально, то, что нас беспокоит. В такие драматические периоды, как экономико-финансовый кризис, который мы все переживаем, мне кажется, это особенно интересно. Посмотреть, как развиваются другие, сравнить, о чем мы говорили в прошлом году и о чем говорим сейчас», – такими словами резюмировал Василий Рудомино значение и ценность прошедшей конференции. Нельзя не отметить и высокий уровень дискуссии на мероприятии: в выступлениях участников прозвучало немало небанальных идей, лидерских концепций. Конференция в этом году стала исключительно деловым мероприятием, во многом утратив лоск торжественного приема, и это, во многом, пошло на пользу всем.
 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Проекты и продукты

 Ifeoma Okoloko

Ifeoma Okoloko is a highly driven professional with a passion for Human Capital Management and Organizational strategy. She currently serves as Eroton’s Head, Human Resources. She began her career in Addax Petroleum where she served in varying capacities within the Project Cost Allocation, and Budget/Management Reporting divisions of the Company. During her tenure, she was […]

The post Ifeoma Okoloko appeared first on Lagos Business Journal.

 Liadi Ayoku

Liadi Ayoku is the Deputy Managing Director of UBA Nigeria. He was named executive director in 2016. Mr Ayoku holds a B.Sc in Business Management from the University of Nigeria, Nsukka. Ayoku is also a Chartered Accountant and member of the Institute of Chartered Accountants of Nigeria (ICAN). Prior to joining UBA Plc in 2014, […]

The post Liadi Ayoku appeared first on Lagos Business Journal.

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?