• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

             | 
   
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

altВ оказании юридических услуг нет ничего мистического. Зная закон, любой юрист может дать квалифицированное заключение, совет по праву, выполнить юридическую работу и заработать хорошие деньги. Но это только в теории. Чтобы превратить юридическую практику в действительно прибыльный бизнес одних правовых знаний недостаточно. Только соответствующая современным деловым стандартам юридическая компания или адвокатская контора может претендовать на успех. Знаниям в предпринимательской сфере юристов пока не учат, очень мало и публикаций на эту тему на русском языке. При этом внедрение даже самых простых управленческих технологий выводит практику на принципиально новый уровень. И этот уровень измеряется не только деньгами (хотя это один из самых понятных результатов), но и возможностью дальнейшего развития.

На Западе юридические фирмы имеют более чем столетнюю историю эволюционного развития. В России фирмы, которым более 10 лет, можно пересчитать на пальцах. И если в выскодоходных отраслях экономики рецепция западного делового опыта носила повсеместный характер (банки, финансовые компании, сфера высоких технологий, сырьевые сектора) и их развитие с конца 90-х мало чем технологически отличалось от аналогичных компаний за рубежом, то в юридическом бизнесе все получилось иначе. Носителями западного делового опыта являются люди, поработавшие на Западе, в иностранных юридических фирмах или получивших современное образование заграницей. Наличие такого опыта давало и дает колоссальные конкурентные преимущества. Но повсеместно распространение современных стандартов юридической работы, к сожалению, не произошло. В силу понятных причин, этот опыт по прежнему практически не доступен или доступен с серьезными ограничениями ничтожно малому в масштабах России количеству операторов рынка юридических услуг.

Зная о довольно распространенном «заочном» скептицизме коллег в отношении западных реалий стоит отметить, что у нас, конечно, свой путь, но что мешает знать, как и почему успешны западные фирмы? Тем более абсолютное большинство лидеров российского рынка так или иначе строит свою работу в соответствии с общепринятыми подходами. И еще нужно понимать, что попытка изобрести продвиную фирму с «нуля» отличается от такой же попытке, основанной на накопленном опыте человечества.

В журнале «Юридический бизнес» постоянно освещаются темы, связанные с особенностями управления юридической практикой (они объединены в рубрику «Навигатор», размещаемую в каждом номере).

Вопросы для обсуждения:
  1. Считаете ли Вы, что в юридической фирме или адвокатском образовании за управление должны отвечать все сотрудники?
  2. Действительно ли нужна такая выделенная функция, как управление?
  3. Возможно ли без управления всеми аспектами функционирования юридической фирмы и адвокатской организации наладить успешную работу только за счет глубокой юридической компетенции?
  4. Должен ли руководитель юридической или адвокатской фирмы заниматься юридической практикой и почему?
  5. Считаете ли Вы, что западные юридические фирмы имеют технологическое (в широком смысле) преимущество перед российскими?
  6. Должен ли руководитель юридической фирмы быть лучшим юристом в своей сфере практики?

Ранее опубликованные материалы

Исследование факторов успеха небольших российских юридических фирм: первые результаты
Особенности управления фирмой в условиях кризиса
Управление финансовыми результатами в юридической фирме (часть 1)
Управление финансовыми результатами в юридической фирме (часть 2)
Распределение прибыли – основа юридического партнерства

Особенности создания команд в юридических фирмах
Партнеры и их участие в мотивации и удержании кадров
«ЮСБ Консалтинг»: стратегия специализации
Преимущества и недостатки различных стратегий роста
Дивизиональная модель как основа успешной юридической компании
Управление правовыми проектами. Отдельные аспекты участия клиента в проекте
Особенности обучения в юридических фирмах
Slaughter and May: шаги в правильном направлении
Курс корабля "Стратегия"
Стратегический менеджмент: философия фирмы

 

Комментарии  

 
+1 # Кирилл Сидоренко 24.12.2009 17:31
1. В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие "управление". Хотя как минимум самоорганизация , эффективное планирование и распределение рабочего времени - индивидуальная задача, которую должны решать все сотрудники фирмы. Ведь общая эффективность фирмы складывается из эффективности каждого ее работника!

2. Она становится нужна только при достижении фирмой определенного масштаба по численности, структурной организации, объему работы, которую необходимо обеспечивать "материальной базой". При сравнительно небольшом количестве сотрудников и объеме работы наличие отдельного управленца может и не быть необходимым.

3. Невозможно. Для того, чтобы бизнес действительно был бизнесом, его развитие нужно направлять осознанно, понимая специфику бизнес-управления. Иначе это будет похоже на попытку поехать на автомобиле не только без знания ПДД, но и вообще без водительских навыков!
 
 
0 # Кирилл Сидоренко 24.12.2009 17:37
4. практикой не обязательно, поскольку ценность руководителя в качественном управлении, а не в юридической работе, которую делают другие. Но при этом руководитель однозначно должен быть в курсе всех событий и изменений в отрасли.

5. В текущих условиях при желании можно получить все самые последние технологии и ликвидировать эту разницу. Более сложным для устранения является разрыв в качестве юридического образования и в культуре юридической работы.

6. Лучший - по определению один. Если согласиться с предложенным тезисом, то получится, что в каждой сфере будет только одна фирма, потому что второго лучшего в этой сфере руководителя быть не может. Очевидный абсурд. Конечно он не обязательно должен быть лучшим, он должен быть просто высококлассным специалистом, поскольку разница с лучшим бывает тонко определима. Кроме того, высокий класс в юридической профессии не обязательно кореллирует с тем же в управлении фирмой.
 
 
+2 # Ольга Романова 21.01.2010 22:39
1. Согласна с Кириллом, что надо уточнить слово "управление фирмой". Исходя из классического менеджемента управление делится на стратегическое и тактическое/операционное. В зависимости от уровня должности сотрудники обязательно должны принимать участие в управлении и понимать все процессы: привлечение клиента, удержание, экономика и финансы фирмы, продвижение и маркетинг, развитие персонала.
2. В чистом виде выделить управленческие функции сложно. Но часть - да, и это оправдано. Проверено на собственном опыт. В этот год мы вошли новой структрой, с дирекцией, исполнительным директором (не юрист, а чистый управленец)
 
 
+3 # Ольга Романова 21.01.2010 22:41
3. К сожалению, только за счет глубокого знания права клиента не удержишь. Можно быть супер профессионалом, но при этом не уметь правильно выстраивать свои отношения с клиентом, предлагать качественное сервисное обслуживание. Ведь даже в ресторане мы не всегда оценивам только работу шеф-повара. Блюда может быть очень вкусным, но вот как вам его предпонесли и в какой обстановке?
 
 
+2 # Ольга Романова 21.01.2010 22:42
4. Юридической практикой заниматся надо, иначе ты выпадаешь из сообщества профессионалов-юристов, и попадаешь в сообщество профессионалов-менеджеров. Да и ведя переговоры с клиентом, и не ориентируясь в праве, невозможно продать свою услугу.
 
 
0 # Ольга Романова 21.01.2010 22:43
5. Да. И это их преимущество.
 
 
0 # Ольга Романова 21.01.2010 22:44
6. Не обязательно, но желательно. Согласна с позицией Кирилла.
 

Для публикации комментария к данной статье нужно зарегистрироваться. Регистрация на нашем сайте бесплатная
Зарегистрироваться

ЮБ - акцент

Проекты и продукты

Опрос

Как часто в течение года у вас бывает отпуск?