Много лет назад, в одной юридической школе, я слышал слова одного профессора, который говорил, что главной целью корпораций являются деньги. Но кто-то из аудитории возразил ему, приведя примеры крупных корпораций таких, как Ford – целью которой было масштабный выпуск машин с выгодой для покупателей, или компания Bethlehem Steel, которая занималась производством технологий для строительства. Однако профессор все же стоял на своем.
И недавно я столкнулся с подобным мнением, автором которого была Розабет Мосс Кантер (Rosabeth Moss Kanter), профессор Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School). В своей статье она утверждала, что крупные компании нацелены только на увеличение прибыли. Ее исследование основывалось на 20 ведущих компаниях мира, среди которых были Procter & Gamble и IBM. Она пришла к выводу, что эти компании стремятся получить только как можно больше прибыли.
Но как насчет ведущих юридических фирм? Мне кажется, что читатели прекрасно понимают, что слова Кантер относятся и к юристам. С того момента, как юридическая деятельность понимается как отдельный вид бизнеса, воспринимается, что все стандартные операции в фирмах нацелены на улучшение ее деятельности и обеспечение лучших условий функционирования.
Кантер полагает, что такие компании создают прочные институты, целью которых являются развитие новых возможностей. Она выделяет 6 аспектов в таком развитии: общие цели, долгосрочная перспектива, эмоциональное взаимодействие, развитие общественных структур, инновации и самоорганизация.
Свои выводы она основывает на реальных примерах. В Западной Африке, сотрудники известной компании Procter & Gamble преследуют цель компании – улучшить жилищные условия своих клиентов; другая компания Pampers создает мобильные клиники для работы над проблемой смертности младенцев; главный санитарный врач компании PepsiCo, которая обеспокоена здоровьем клиентов, занимается вопросом детского ожирения.
Большинство юридических фирм, которые стремятся к известности, могут начать свою деятельности на общественных началах. Они полагают, что это одно из их профессиональных обязанностей, которое может привести к общему благу. Но есть ли определенные цели у таких юридических фирм? Как они существуют? Безусловно, такая фирма должна обеспечить обслуживание клиентов на высоком уровне и предоставить место, где можно будет заниматься практикой.
Но, а что если их цели будут еще выше – распространение юридических норм, мирное разрешение споров, строительство прочной экономики? Если такое произойдет, то юристам придется взглянуть на все с другой стороны и стараться достигнуть новых поставленных целей.